рус
укр
 

Термины

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z     0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Тороидальный

т.е. имеющий форму тора (геометрического тела, образованного вращением круга вокруг оси, лежащей в плоскости этого круга и не пересекающей его). Форму тора часто используют в производстве различной аппаратуры, например, тороидальных трансформаторов.

Трансформатор

(от лат. transformo — преобразовывать) — статическое (не имеющее подвижных частей) электромагнитное устройство, предназначенное для преобразования посредством электромагнитной индукции системы переменного тока одного напряжения в систему переменного тока другого напряжения при неизменной частоте и без существенных потерь мощности. Тороидальный трансформатор — вид импульсного трансформатора, предназначенный для преобразования тока и напряжения импульсных сигналов с минимальным искажением исходной формы импульса на выходе. В сравнении с трансформаторами, имеющими броневые сердечники из Ш-образных пластин, трансформаторы с тороидальным магнитопроводом имеют меньший вес и габариты, обладают повышенным КПД, а их обмотка лучше охлаждается. Кроме того, при равномерном распределении обмоток по периметру сердечника практически отсутствует поле рассеяния и в большинстве случаев отпадает необходимость в экранировании трансформаторов.

Трифоник

акустическая система 2.1, в состав которой входит классическая пассивная стереопара и активный сабвуфер. Типичная схема подключения: с выхода усилителя мощности снимается высокоамплитудный стереосигнал и подается на специальные входные клеммы сабвуфера; правая и левая колонки подключаются к его выходным клеммам. В идеале стереопара работает с сигналом, обработанным встроенным в сабвуфер фильтром высоких частот, то есть на колонки не поступает низкочастотная информация, с которой работает саб, что способствует повышению качества согласования.

Уровень звукового давления

(англ. SPL, Sound Pressure Level) — значение звукового давления, измеренное по относительной шкале в дБ и являющееся двадцатикратным десятичным логарифмом отношения эффективного значения звукового давления акустической системы к звуковому давлению, соответствующему порогу слышимости человека в тишине на частоте 1 кГц — 20 мкПа. Уровни звукового давления (для сравнения) от различных источников: 10 дБ — шёпот; 20 дБ — норма шума в жилых помещениях; 40 дБ — тихий разговор; 50 дБ — разговор средней громкости; 70 дБ — шум пишущей машинки; 80 дБ — шум работающего двигателя грузового автомобиля; 100 дБ — громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5—7 м; 110 дБ — шум работающего трактора на расстоянии 1 м; 120 дБ — порог болевого ощущения; 150 дБ — взлёт самолёта; 200 дБ — взрыв атомной бомбы. Давление свыше 140 дБ может вызвать разрыв барабанной перепонки, баротравмы и даже смерть.

Усилитель звуковых частот (УЗЧ)

(другие названия — усилитель низких частот, УНЧ; усилитель мощности звуковой частоты, УМЗЧ) — прибор (электронный усилитель) для усиления электрических колебаний, соответствующих слышимому человеком звуковому диапазону частот (обычно от 16 до 20 000 Гц). Может быть выполнен в виде самостоятельного устройства или использоваться в составе более сложных устройств — телевизоров, музыкальных центров, радиоприёмников, радиопередатчиков, радиотрансляционной сети и т. д. Усилитель звуковых частот обычно состоит из предварительного усилителя и усилителя мощности (УМ). Предварительный усилитель предназначен для повышения напряжения и доведения его до величины, нужной для работы оконечного усилителя мощности, зачастую включает в себя регуляторы громкости, тембра или эквалайзер, иногда может быть конструктивно выполнен как отдельное устройство. Усилитель мощности должен отдавать в цепь нагрузки (потребителя) заданную мощность электрических колебаний. Его нагрузкой могут являться излучатели звука: акустические системы (колонки), наушники (головные телефоны), радиотрансляционная сеть или модулятор радиопередатчика. Усилитель низких частот является неотъемлемой частью всей звуковоспроизводящей, звукозаписывающей и радиотранслирующей аппаратуры.

Фазоинвертор

(от фаза и инвертор) — устройство, преобразующее входной сигнал в 2 сигнала, сдвинутых по фазе на 180°. В акустике — тип акустического оформления громкоговорителя с отверствием (трубой, реже — другой конфигурации, например, щелевой фазоинвертор) в корпусе — портом фазоинвертора, — через которое излучается звук в области низких частот. Фазоинвертор обеспечивает расширение НЧ-диапазона за счёт резонанса этой трубы (щели) на частоте, ниже воспроизводимой динамиком.

Фантомное питание

— постоянное напряжение, передающееся по микрофонному кабелю без использования дополнительных проводников. Обеспечивает питание для емкостных микрофонов и активных распределительных коробок, а также некоторых систем связи.

Фейдер

— орган управления уровнем сигнала в каналах микшера. Часто фейдером называют любые регуляторы с продольным перемещением ручки.

Фильтр высоких частот (ФВЧ)

— электронный или любой другой фильтр, пропускающий высокие частоты входного сигнала, при этом уменьшая или подавляя полностью частоты сигнала меньше чем частота среза. В отличие от него, фильтр низких частот пропускает частоты ниже чем частота среза, подавляя высокие частоты.

Фильтр низких частот (ФНЧ)

— электронный или любой другой фильтр, эффективно пропускающий частотный спектр сигнала ниже некоторой частоты (частоты среза), и уменьшающий (либо подавляющий) частоты сигнала выше этой частоты. В отличие от него, фильтр высоких частот пропускает частоты сигнала выше частоты среза, подавляя низкие частоты.

Формат изображения

показывает отношение сторон изображения. Для стандартного телевидения оно составляет 4:3, а для широкоэкранного — 16:9. В больших кинотеатрах существует еще широкоформатный вариант с отношением 21:9. Для фотографии использует формат 3:2. Поэтому при воспроизведении электронных фотографий (JPEG, Kodak PhotoCD и т.д.) на экране формата 4:3 изображение занимает не всю его площадь.

Цифро-аналоговый преобразователь

(ЦАП) — в электронике: устройство для преобразования цифрового (обычно двоичного) кода в аналоговый сигнал (ток, напряжение или заряд). Цифро-аналоговые преобразователи являются интерфейсом между дискретным цифровым миром и аналоговыми сигналами. Аналого-цифровой преобразователь (АЦП) производит обратную операцию. Звуковой ЦАП обычно получает на вход цифровой сигнал в импульсно-кодовой модуляции (PCM — pulse-code modulation). Задача преобразования различных сжатых форматов в PCM выполняется соответствующими кодеками.

Цифровой выход

(Digital Output) позволяет передавать цифровой поток. Для звуковых данных это поток в формате Dolby Digital, DTS, MPEG Multichannal или PCM от DVD-проигрывателя к внешнему декодеру (например, AV-ресиверу). Физически может быть электрическим (разъемы RCA, DVI, HDMI) или оптическим (соединитель Toslink). Для передачи видео в цифровом виде используются шины DV, а для совместной передачи звука и видео - iLink (IEEE1394) и HDMI.

Цифровые системы обработки изображения

В телевизорах с большим экраном (29–40") возникают проблемы, связанные с ограничениями, которые присущи аналоговым системам цветности: заметная глазу растровая структура изображения (625 строк в PAL и 525 — в NTSC) и мерцание, обусловленное кадровой разверткой с частотой 50 Гц (в NTSC — 60 Гц). Производители предлагают различные алгоритмы обработки для улучшения изображения: D.I.S.T. (JVC), Pixel Plus (Philips), GIGA (Panasonic) и другие. Большинство современных «улучшателей» качества изображения содержит модули, которые выполняют следующие функции: преобразование чересстрочной развертки в прогрессивную (т.е. кадр целиком формируется за один проход луча), увеличение «битности» картинки (количества отображаемых цветов и градаций яркости) и увеличение частоты смены кадра (75 или, как правило, 100 Гц). Кроме того, обычно имеется алгоритм увеличения количества строк и числа обрабатываемых элементов в строке.

Частотa

— физическая величина, характеристика периодического процесса, равная числу полных циклов, совершённых за единицу времени. Стандартные обозначения в формулах — vf или F. Единицей частоты в Международной системе единиц (СИ) в общем случае является герц (Гц, Hz). Величина, обратная частоте, называется периодом. В акустике — параметр, определяющий скорость периодических изменений звукового сигнала. Оценивается на слух как высота тона.

Частота колебаний

— число колебаний в 1 с. Обозначается f или n. Если T — период от колебаний, то f = 1/T; измеряется в герцах (Гц).

Частота основного резонанса акустической системы

— это частота механического резонанса подвижной системы НЧ-головки акустической системы, определяющая нижнюю границу частотного диапазона. Акустическое оформление в общем случае повышает значение этой частоты. На частотной характеристике модуля входного сопротивления акустической системы в оформлении закрытого типа на частоте механического резонанса всегда имеется максимум. Чем он острее, тем выше добротность динамика.

Частота среза

(fc) в электронике — частота, выше или ниже которой мощность выходного сигнала электронной схемы уменьшается вполовину от мощности в полосе пропускания.

Частотный диапазон (диапазон частот)

— в акустике полоса рабочих частот какого-либо конкретного устройства, например, акустических систем, микрофонов, наушников и т.п.

Чувствительность акустической системы

— это величина эффективности преобразования акустической системой электрической энергии в звуковую. Является важнейшим параметром, определяющим ее сочетаемость с конкретным усилителем. В настоящее время чувствительность принято характеризовать уровнем звукового давления, развиваемым АС на акустической оси (перпендикуляр к плоскости передней панели, проходящий через центр, как правило, высокочастотной головки) на расстоянии 1 метр при подаче на вход электрического сигнала мощностью 1 Вт. При этом должен быть оговорен характер электрического воздействия (широкополосный шум, чистый тон). Обычно предполагается, что чувствительность измеряется в условиях, близких к условиям свободного поля. Если выполнять измерения в обычном помещении, то за счет энергии отраженного звука на истинный портрет АС наложится как бы образ конкретной комнаты. При изучении паспортных данных следует быть внимательным, поскольку не все производители придерживаются одинаковых правил. Так, данные по чувствительности могут быть приведены к дистанции, например, 0,5 м (при каждом удвоении расстояния из опорного значения надо вычитать 6 дБ). Возможна оговорка, что чувствительность измерялась в реальных условиях прослушивания (значение чувствительности, измеренное в обычной комнате, выше, чем в свободном поле). Нередко величина чувствительности приводится для входного напряжения с эффективным значением 2,83 В (при таком напряжении мощность 1 Вт выделится на сопротивлении 8 Ом).





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z     0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Публикации

23.04.2020
Обзор портативной акустики Sven PS-600: бумбокс «на максималках»
В данном обзоре мы поговорим об одном из «самых-самых» бумбоксов Sven PS-600: самом громком, с самым емким аккумулятором, возможностью подключения двух устройств к одному источнику и так далее.
13.04.2020
Обзор портативной акустики Sven PS-550: мощный бумбокс с динамической подсветкой и караоке
Формат бумбокса, переживший свой расцвет в конце 80-х годов прошлого века, вновь набирает популярность — все больше производителей предлагает портативную акустику со сравнительно крупными габаритами, несколькими динамиками и высокой мощностью. Компания Sven решила пройти по этому пути еще дальше и помимо достаточно громкого звука дополнила свою акустику PS-550 рядом функций — от эквалайзера до динамической подсветки и возможности подключения микрофона для пения караоке.
03.04.2020
Портативные акустические системы от компании SVEN
Компания SVEN решила выйти за рамки и представила на рынке различные портативные акустические устройства, одни из которых способны наполнить музыкой небольшую комнату, а другие – небольшой лес.
26.04.2018
HiTech expert - SVEN PS-470: недорогая беспроводная акустика с хорошим звуком и не только
SVEN PS-470 — это красивая портативная акустическая система со встроенным МР3-плеером и возможностью воспроизведения музыки с USB-носителя либо карты microSD. Кроме того, здесь также встроенный FM-приемник, информативный дисплей, хорошая эргономика управления плюс звук «достойного уровня». По крайней мере, так говорит производитель. На протяжении нескольких недель я знакомился со всеми возможностями устройства лично, и теперь готов поделиться своими впечатлениями.