рус
укр
 

Обзоры и публикации

31.10.2008

Об активных сабвуферах с декодерами

О САБВУФЕРАХ, ДОМАШНИХ КИНОТЕАТРАХ И НЕ ТОЛЬКО

Сабвуфер (англ. subwoofer) – элемент многоканальных акустических систем, предназначенный для достижения высокого качества воспроизведения низкочастотных составляющих звука. Конструктивно выполняется в виде отдельного блока. Иными словами, сабвуфер – это колонка, созданная специально для воспроизведения самых низких частот, которые небольшие акустические системы воспроизвести не могут. Сабвуферы разделяют на пассивные и активные.

Пассивный сабвуфер не оснащен усилителем мощности, поэтому его надо подключить к усилителю соответствующей мощности. Собственно, такой сабвуфер не более чем низкочастотная колонка. 99% современных сабвуферов для домашнего кинотеатра делаются активными.

Активный сабвуфер оборудован встроенным усилителем мощности и кроссовером, что упрощает согласование сабвуфера с акустикой и особенностями помещения. Встроенный усилитель мощности может быть и стереоусилителем (усиление основной стереопары), и многоканальным усилителем (усиление всех подключенных каналов). Сабвуфер с многоканальным усилителем мощности – основной элемент, можно даже сказать, сердце любой системы домашнего кинотеатра (2.1, 3.1, 4.1 или 5.1), поэтому оборудуется необходимыми входами и выходами, а также органами управления всей аудиосистемой.

С развитием и совершенствованием записи, передачи и воспроизведения объемного звука сначала в аналоговом, а впоследствии в цифровом формате именно эту особенность активного сабвуфера – быть одновременно отдельной низкочастотной колонкой и усилителем мощности – все чаще используют разработчики и производители акустических систем в домашних кинотеатрах. Это экономично и удобно. Ведь приобретая комплект пассивных АС, потребитель непременно сталкивается с проблемой подбора соответствующего сабвуфера, затем усилителя (ресивера), а потом с инсталляцией (первоначальной установкой и настройкой) системы домашнего кинотеатра, что, согласитесь, под силу далеко не каждому. Поэтому проще купить готовый комплект акустики 5.1, избавив себя от сомнительного удовольствия составлять домашний кинотеатр самому. Благо комплектов акустики 5.1 сегодня производится немалое множество любой мощности и на любой вкус: со стерео, аналоговыми и цифровыми входами, разъемами для подключения наушников, с ручным и электронным (при помощи пульта ДУ) управлением, со всевозможными регулировками громкости и тембров, со встроенными AM/FM–тюнерами (как Sven HA-460T, Sven HA-462T, Sven BTR5-10), процессорами DSP (как Sven HA-440T, Sven HA-450T, Sven HA-490T) и даже DD/DTS-декодерами (как Sven HA-435T, Sven HA-480T) и т.д. и т.п. Казалось бы, проблем не должно возникнуть, но…

Но сколько существует человек, он стремится к лучшему, и, в конечном итоге, к совершенству. Несмотря на большое разнообразие домашних кинотеатров, в том числе недорогих и приличного качества, купив готовый комплект 5.1 акустических систем с прекрасным объемным звучанием (о чем вы убедились при прослушивании в зале магазина) и установив его дома, вы с ужасом убеждаетесь, что акустическая система… не удовлетворяет ваш изысканный вкус меломана. И дело не в том, что вам «подсунули» некачественный продукт. Просто вы попытались впихнуть акустику в «прокрустово ложе» своей квартиры без учета особенностей как самой системы, так и помещения.

Давно известно, что настройка системы домашнего кинотеатра складывается в два этапа: инсталляция, необходимая для учета особенностей AV-системы, в первую очередь, громкоговорителей и, так сказать, повседневные регулировки — настройка под параметры конкретного подключенного источника аудиосигнала. Наибольших усилий требует, естественно, инсталляция, ведь ее правильное проведение — залог успешной работы всего домашнего кинотеатра. Поэтому использование даже самой лучшей системы 5.1 с активным сабвуфером, имеющим встроенный многоканальный усилитель мощности, само по себе не решает всех проблем объемного звучания, если не осуществить необходимых настроек системы.

Проблема 1 – декодирование. Например, у вас имеются записи в цифровом формате (DTS, Dolby Digital, Dolby Pro Logic, PCM), есть DVD-проигрыватель с цифровыми выходами, но без декодеров. Значит, для воспроизведения этих записей вам потребуется либо ресивер, либо комплект 5.1 с соответствующими встроенными декодерами.

Проблема 2 – необходимость уравнять громкость по каждому каналу, чтобы создать естественную и цельную звуковую картину. Для этого в ресиверах (усилителях) предусмотрен специальный тестовый режим: аппараты оборудованы встроенным генератором розового шума и при его включении посылают сигнал в каждую АС поочередно, начиная обычно с левой фронтальной. Путем изменения громкости необходимо добиться того, чтобы розовый шум звучал во всех колонках с одинаковым уровнем. Это непросто, поэтому во многих дорогих моделях предусмотрены системы автоматизации данной процедуры с использованием измерительного микрофона. В любом случае, основную стереопару, т. е. левую и правую фронтальные колонки, размещают на одинаковом расстоянии от зрительского места (по виртуальной окружности, в центре которой находится голова слушателя) по так называемой референсной схеме. Конечно, в идеале все АС должны находиться на одинаковом расстоянии от слушателя, чтобы сигнал всех каналов достигал его ушей одновременно. Но далеко не всегда удается корректно расположить тыловые колонки по причине стесненности или нехватки помещения, поэтому необходимо отрегулировать задержку тыловых сигналов относительно сигнала основной стереопары. И наиболее сложно выполнить это условие для центральной колонки — ее размещают обычно не на дуге (понятно почему), а на прямой, проходящей через основную стереопару. Короче говоря, центральная и тыловые колонки оказываются ближе к слушателю, чем фронты, и их сигнал нужно задержать. На сколько? Расчет очень простой: скорость звука в воздухе составляет 340 м/с; если разница в расстоянии равна трети метра, сигнал нужно задержать на 0,001 с (1 мс). Чтобы не затруднять потребителя вычислениями, задержка выставляется опосредованно — через расстояние от зрительского места до соответствующего громкоговорителя. Причем шаг составляет зачастую именно 0,3 м, т.е. фактически 1 мс. У продвинутых аппаратов он меньше — 0,1 м, значит, и точность настройки будет выше.

В последних моделях ресиверов (усилителей) предусмотрена регулировка задержки и сабвуферного сигнала. Необходимость его задержки возникает в случае, если все АС или хотя бы фронтальная стереопара — полнодиапазонные. Изменяя задержку, добиваются, чтобы звук от сабвуфера приходил к зрителю в фазе с басом, воспроизводимым полнодиапазонными АС.

Проблема 3 – повседневные регулировки. Из повседневных регулировок наиболее частая — выбор источника сигнала и изменение уровня как общей громкости, так и уровня громкости каждого из каналов, в первую очередь центрального, чтобы подчеркнуть или приглушить диалоги. Отсюда главное требование к пульту дистанционного управления (ПДУ): он должен быть полнофункциональным, регулятор громкости и кнопки выбора входов должны быть расположены так, чтобы у человека, держащего ПДУ в одной руке, они оказывались в пределах досягаемости большим пальцем. Это непросто, ведь кнопок на ПДУ современного ресивера — несколько десятков, так как пульт зачастую делается универсальным, т.е. способным управлять еще и другими компонентами системы домашнего кино. Хорошо если разработчики не экономили на его размерах, четко (не только надписями, но и цветом кнопок) разделили его на рабочие зоны, а редко используемые клавиши спрятали под сдвижную или откидную крышку. Поэтому иногда прибегают к радикальному решению: комплектуют ресивер двумя пультами — упрощенным («на каждый день») и полнофункциональным для инсталляции.

Проблема 4 – контроль регулировок и настроек. Регулировки и настройки у ресиверов начального уровня контролируются по показаниям дисплея на передней панели, у моделей подороже — по экранным меню. Последние дают более наглядную картину, особенно при инсталляции, однако имеют и недостатки: во-первых, если показания не дублируются на дисплее, ресивер необходимо подключать к телевизору; во-вторых, если видеосигналы коммутирует ресивер, то все изменения параметров, сделанные во время киносеанса, будут индицироваться на экране телевизора, что может помешать просмотру, поэтому во многих моделях предусмотрен режим отключения экранных меню, а на компонентный выход они вообще не выводятся.

Таким образом, при помощи ресивера все описанные выше проблемы решаемы. А что, если решить эти проблемы не таким дорогостоящим путем? – задумались конструкторы компании SVEN и предложили использовать активный сабвуфер со встроенными многоканальным усилителем и декодирующими устройствами. Итак, знакомьтесь

АКТИВНЫЕ САБВУФЕРЫ С ДЕКОДЕРАМИ X5-21 и X5-31

«Пределов совершенству нет!» – это крылатое выражение вполне подходит к сабвуферам Sven X5-21 и Sven X5-31, имеющим встроенные многоканальные усилители и декодеры цифрового звука, которые разработаны компанией SVEN.


X5-21


X5-31

Итак, функциональные возможности и особенности сабвуферов X5-21 и X5-31:

  • встроенный многоканальный усилитель;
  • встроенные декодеры DTS, Dolby Digital (AC-3), Dolby Pro Logic, PCM;
  • полнофункциональный пульт дистанционного управления;
  • аналоговый 5.1-канальный вход и три стереовхода, оптический и коаксиальный цифровые входы;
  • электролюминесцентный дисплей;
  • электронное управление уровнем общей громкости, уровнем громкости каждого из каналов, тембрами и эхо-эффектами;
  • ручная регулировка уровня общей громкости;
  • возможность настройки тестового шума каждого из каналов;
  • выбор задержки звука центрального и тыловых каналов.

Уже одного этого перечня достаточно, чтобы убедиться в том, что перед вами высококлассный продукт. Корпус сабвуферов изготовлен из дерева (MDF). Акустическим оформлением обоих сабвуферов является схема с фазоинвертором, расположенным на лицевой панели. Выходная мощность (RMS): канала сабвуфера – соответственно 70 и 100 Вт; канала сателлитов – соответственно 5 х 16 Вт и 5 х 25 Вт. Диаметр НЧ-динамиков – 8” и 10”. В комплекте с сабвуфером идет полнофункциональный пульт дистанционного управления, позволяющий переключать входы, включать режимы STEREO, SURROUND и 5.1, регулировать уровень как общей громкости, так и громкости левого и правого фронтальных, левого и правого тыловых и центрального каналов, а также осуществлять настройки низких, средних и высоких частот и задержку звука центрального и тыловых каналов. Все настройки фиксируются на дисплее (подробнее см. инструкцию по эксплуатации).

Исходя из функциональных возможностей, сабвуферы X5-21 и X5-31 широко используются в системе домашнего кинотеатра. При подключении к ним комплектов 5.0 пассивных акустических систем, например, HP-503T или BT-111, вы получаете превосходный комплект 5.1 для домашнего кинотеатра, в котором легко решаются проблемы инсталляции (уравнивание громкости по каждому каналу, настройка тестового шума, задержка звука центрального и тыловых каналов), контроля повседневных регулировок и настроек на дисплее, а главное — декодирование записей в цифровом формате (DTS, Dolby Digital, Dolby Pro Logic, PCM), если ваш DVD-проигрыватель не имеет декодеров, но оборудован цифровыми выходами.


Sven HP-503T

Sven BT-111


Использованные термины

DOLBY DIGITAL стандарт кодирования/декодирования записи 6-канального звука (5+1) в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц: 5 каналов окружающего звука и один низкочастотный (сабвуферный). Это система сжатия цифровой информации, разработанная Dolby Laboratories, позволяет закодировать в звуковую дорожку DVD многоканальный звук. Вариации формата DD представлены в цифровом виде (десятичная дробь); первая цифра указывает на число каналов полной ПОЛОСЫ ПРОПУСКАНИЯ (BANDWIDTH), вторая - на наличие отдельного канала для САБВУФЕРА (SUBWOOFER). Таким образом, 1.0 - это моно, 2.0 - стерео, а 5.1 - 5 каналов с сабвуфером. Вариант 2.0 может содержать «спрятанную» объемную информацию, которая может быть выведена декодером PRO LOGIC с разделением сигналов для подачи на передние, центральную и тыловые колонки. DVD-проигрывателю необходим декодер Dolby Digital для преобразования звуковой дорожки в формате Dolby Digital в многоканальный звук. Если декодер не встроен в DVD-плеер, то он должен входить в состав AV-усилителя или ресивера.

Dolby Digital AC3 – дополнение стандарта Dolby Digital схемой, обеспечивающей плотность сжатия записи звука от 12:1 и более при значении битрейта от 64 до 640 Кбит/с при высоком качестве воспроизведения.

DTS (Digital Theater System) – стандарт 6-канальной (5+1) записи звука на DVD-дисках, конкурирующий, но схожий с Dolby Digital. Отличается меньшим коэффициентом сжатия (4:1), повышенной скоростью потока данных (битрейт – 882 Кбит/с). За счет этого, а также использования более совершенного алгоритма сжатия характеризуется весьма высоким качеством записи и воспроизведения звука. При записи используется частота дискретизации 48 кГц, что делает на настоящее время этот стандарт наиболее высококачественным из всех существующих стандартов записи звука на DVD.

DOLBY STEREO/SURROUND – система объемного звука для кинотеатров, которая впервые была использована в 1977 году в «Звездных войнах». Она состоит из информации о левой, правой и объемной (surround) частях звуковой дорожки.

DOLBY PRO LOGIC – система объемного звука, распределяющая сигнал из DOLBY SURROUND в левый, правый, центральный и тыловые каналы.

Dolby Pro Logic II – алгоритм разложения обычного стереозвука в шестиканальную форму (5+1).

PCM – сокращение от Pulse Code Modulation. Стереофонический аудиоформат без сжатия данных, используемый для записи CD. Поддерживается DVD-плеерами, воспроизводящими компакт-диски.

Подготовил Анатолий Литвиненко


...
  все