рус
укр
 

Термины

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z     0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Реверберация

(позднелат. reverberatio — отражение, от лат. reverbero — отбрасываю) — это процесс постепенного затухания звуковой волны в акустическом пространстве (закрытом помещении) после прекращения действия источника звука, обусловленный повторным отражением звуковых волн. При этом скорость распространения звуковой волны (звука) зависит от свойств воздушной среды (атмосферного давления, теплоемкости, плотности).
Как известно, воздушный объем помещения представляет собой колебательную систему с большим числом собственных частот, каждая из которых имеет коэффициент затухания, зависящий, в свою очередь, от поглощения и отражения звука от поверхностей стен, окон и других предметов. Время, в течение которого в помещении сохраняется звук после прекращения его излучения, называется временем реверберации. Время реверберации оказывает влияние на качественные параметры звука: тембр инструментов, певческих голосов, звуковысотную интонацию и динамику. Так, при недостаточной реверберации (слишком маленькое отражение) звучание становится сухим, обедненным высокими частотами, а при чрезмерной реверберации — неразборчивым, расплывчатым. Оптимальное время реверберации зависит от характера звуковой волны, объема помещения. Чем медленнее темп исполняемой музыки, тем выше время реверберации. Если временной интервал реверберации меньше критического, то отражение звуков воспринимается как гармоничная реверберация, а если больше — как эхо. Оптимальная реверберация и эхо могут быть созданы искусственно, с помощью акустического устройства — ревербератора. При записи речи, пения, музыки, а также создании различных шумовых эффектов использование искусственной реверберации является составной частью общей обработки аудиосигнала.
Реверберацию используют для улучшения и подчёркивания художественной выразительности речи, пения, звучания отдельных музыкальных инструментов, например, при записи музыкальных программ в помещении с неудовлетворительной акустикой. В этом случае применение искусственной реверберации позволяет получить необходимое соотношение между гулкостью и чёткостью звучания, добиться улучшения качества звучания музыкальной программы. Аналогично, реверберация помогает создать необходимую акустическую окраску голоса или инструмента при записи вокалиста или солирующего инструмента, чтобы они на терялись в звучании сопровождающего ансамбля.
С помощью реверберации можно создать эффект приближения и удаления источника звука. Для этого постепенно изменяют уровень реверберации, создавая иллюзию изменения акустического отношения, а значит, и впечатление изменения звукового плана. Эффект реверберации также используют при озвучивании видеофильма или звуковом оформлении презентации, когда возникает потребность подчеркнуть акустическую обстановку того или иного места действия. Необходимо также помнить, что на фоне музыки, записанной с реверберацией, наблюдается более чёткая разборчивость речи, чем при наложении на музыку, записанную без реверберации. Однако следует избегать чрезмерного увлечения реверберацией, так как это может отразиться на чёткости звучания.

Региональный код

Система управления воспроизведением DVD с разделением на шесть регионов продажи, предусматривает установку идентификационного кода региона как на проигрывателе, так и на дисках. Это позволяет воспроизводить диски только в тех регионах, для которых они выпущены. По решению компании, выпускающей диски, их воспроизведение может быть разрешено для нескольких регионов. Для проигрывателей, работающих в стандартах PAL/NTSC, и для DVD в стандарте PAL для Украины и России установлен региональный код 5.

Регулировка фазы

плавное либо дискретное изменение фазы подаваемого на сабвуфер электрического сигнала в пределах 0°–180°.

Резонанс

(франц. resonance, от лат. resono — звучу в ответ, откликаюсь) — явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний в какой-либо колебательной системе, наступающее при приближении частоты периодического внешнего воздействия к некоторым значениям, определяемым свойствами самой системы. В простейших случаях резонанс наступает при приближении частоты внешнего воздействия к одной из тех частот, с которыми происходят собственные колебания в системе, возникающие в результате начального толчка.

Ресивер

радиоприемное устройство, включающее тюнер для приема радиопередач в одном или нескольких диапазонах, предусилитель с регулировками и декодерами (для AV-ресиверов), усилители мощности (два для стереомоделей и от пяти до восьми - для AV-моделей) и блок питания. TM SVEN предлагает две модели аудиовидеоресиверов — HR-970 и HR-980.

Сабвуфер

(англ. subwoofer) — акустическая система, воспроизводящая звуки очень низких частот (примерно от 20 до 350 Гц). Сабвуфер является самой мощной акустической системой в комплекте акустики. Считается, что его мощность в идеале должна быть равна общей мощности сателлитов. Словом woofer в английском языке называют низкочастотный громкоговоритель, sub — под. Получается, что название subwoofer означает «ниже низкочастотного динамика».
Сабвуферы разделяют на активные и пассивные. Активный сабвуфер имеет встроенный усилитель мощности (который позволяет снять низкочастотную нагрузку с усилителя) и кроссовер, что упрощает согласование сабвуфера с акустикой и особенностями помещения. Пассивный сабвуфер не оснащён усилителем мощности, поэтому он подключается последовательно с основными стереоколонками. Основной недостаток состоит в том, что он дополнительно «нагружает» выходные усилители стереоканалов. Это иногда снижает общую громкость и динамичность звучания аудиосистемы. Кроме того, пассивный сабвуфер очень требователен к размещению в комнате, для настройки его требуется двигать по комнате, пока не «найдётся» хороший бас.
Ассортимент сабвуферов и профессиональных сабвуферов ТМ SVEN можно смотреть на нашем сайте.

Самовозбуждение

— циклический процесс, который проявляется в виде ревущих или шумящих звуков. Возникает, когда сигнал динамика попадает на микрофон и повторно усиливается.

Скроллинг

(англ. Scrolling – перемещение, проф. прокрутка) — форма представления информации, при которой содержимое двигается в вертикальном или горизонтальном направлении. Также скроллингом называют колесико прокрутки мыши и само действие прокрутки содержимого окна.

Слух

— способность органом слуха воспринимать звуки; специальная функция слухового аппарата, возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды, например, воздуха или воды. Одно из биологических пяти чувств, называемое также акустичеcким восприятием. Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц. Эти волны имеют важнейшее биологическое значение, например, звуковые волны в диапазоне 300—4000 гц соответствуют человеческому голосу. Звуки выше 20 000 Гц имеют малое практическое значение, так как быстро тормозятся; колебания ниже 20 Гц воспринимаются благодаря тактильному и вибраторному чувству. Диапазон частот, которые способен слышать человек, называется слуховым или звуковым диапазоном; более высокие частоты называются ультразвуком, а более низкие — инфразвуком.

Слуховой (звуковой) диапазон частот

— это область звуковых частот, в которой слуховая система человека способна воспринять акустический сигнал. Часто его определяют значениями чересчур лестными для слуха — 20 Гц–20 кГц. Границы слышимых звуков сильно меняются от человека к человеку, зависят от возраста, от конкретных условий прослушивания. Традиционно принято слуховой диапазон делить на 10 октав: по три на низкие и средние частоты, четыре — на верхние. Под низкими частотами понимаются попадающие в диапазон 20–160 Гц, под средними — 160 Гц–1,3 кГц, под высокими — 1,3–20 кГц.

Соотношение ослабления сигнала компрессора (глубина компрессии)

(англ. термин Ratio — отношение, пропорция) — один из основных параметров компрессорa, который определяет интенсивность ослабления сигнала, выражается в формате «х:1». Например, если установлено соотношение «2:1», то при превышении порога на 10 дБ компрессор ослабляет этот уровень в два раза, т.е. на его выходе сигнал ослаблен на 5 дБ. Если установлено соотношение «бесконечность:1», компрессор уже называется лимитером (от англ. limit — ограничивать), т.к. в данном случае на выходе компрессора уровень сигнала в любом случае не превышает пороговый уровень (Threshold).

Стабилизатор напряжения

— электрическое устройство, получающее питание от внешнего источника питания и выдающее на своём выходе напряжение, не зависящее от напряжения питания (при условии, что напряжение питания не выходит за допустимые пределы).
По типу выходного напряжения стабилизаторы делятся на стабилизаторы постоянного тока и переменного тока. Как правило, тип питания (постоянный либо переменный ток) такой же, как и выходное напряжение, хотя возможны исключения. Основными типами стабилизаторов переменного тока являются электродинамические сервоприводные (механические), статические (электронные переключаемые) и компенсационные (электронные плавные). Модели производятся как в однофазном (220/230 В), так и трехфазном (380/400 В) исполнении. Примеры стабилизаторов напряжения можно посмотреть здесь.

Стандарт телевизионного вещания

Под стандартом подразумевается набор технических характеристик видеосигнала: частота кадров, частота строк, частотный диапазон вещания (МВ, ДМВ), частота поднесущей звука, частота поднесущей цвета, а также способ кодирования цветовой информации — PAL, SECAM или NTSC.

Стробирование

(англ. strobing, от strobe — посылать избирательные импульсы, от греч. strobos — кружение, беспорядочное движение) — метод выделения некоторого интервала на временной оси, шкале частот и т.п. для увеличения вероятности обнаружения полезных сигналов на фоне помех.

Стробоскоп

(от греч. strobos — кружение, беспорядочное движение и skopeo — смотрю) — прибор, производящий быстро повторяющиеся яркие световые импульсы. Часто используется в световых устройствах (например, LT-1000, LT-1500D) на вечеринках, дискотеках и рок-концертах.

Таймер автовыключения

(англ. Sleep Timer) — устройство автоматического выключения телевизора, ресивера, мини-системы и т.д. через заданный интервал времени. Обычно его можно установить в пределах одного-двух часов с шагом десять минут.

Твиттер

(от англ. to twitter — «щебетать», рус. ВЧ-динамик) — динамик, специально разработанный для воспроизведения высокочастотного диапазона. Обиходное название — ВЧ-драйвер. Обязательный элемент акустических систем. Ассортимент твиттеров ТМ SVEN можно посмотреть на нашем сайте.

Тембр звука

(франц. timbre — колокольчик, тембр) — окраска звука; качественная оценка звука, издаваемого музыкальным инструментом, звуковоспроизводящим устройством или голосовым аппаратом людей и животных.
Основными объективными параметрами, определяющими оценку тембра слухом человека, является спектр с характерными для него значениями переходного процесса основного тона и обертонов, формой звуковых колебаний и т. д. На тембровое восприятие звука оказывают влияние также и условия его воспроизведения, реверберация звукового пространства (см. Реверберация), расстояние до источника звука, индивидуальные особенности слуха, музыкальный вкус и т. д. Слух человека наделен природной способностью воспринимать в комплексе нерасчлененные колебания простых тонов (обертонов). Физическую структуру спектра характеризует: количественный состав обертонов, порядок их чередования, интенсивность и частота возбуждения; частотное расположение формант; характер протекания переходного процесса (атака звука, его последующее протекание и затухание), который в зависимости от вида музыкального инструмента может быть различным.

Темброблок

— устройство или компьютерная программа, позволяющая выравнивать амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала, т.е. корректировать его (сигнала) амплитуду избирательно, в зависимости от частоты.

Тонокомпенсация

(англ. loudness) — это коррекция амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) передачи сигнала в соответствии с особенностями слуха человека при различной громкости звуковоспроизведения.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z     0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Публикации

23.04.2020
Обзор портативной акустики Sven PS-600: бумбокс «на максималках»
В данном обзоре мы поговорим об одном из «самых-самых» бумбоксов Sven PS-600: самом громком, с самым емким аккумулятором, возможностью подключения двух устройств к одному источнику и так далее.
13.04.2020
Обзор портативной акустики Sven PS-550: мощный бумбокс с динамической подсветкой и караоке
Формат бумбокса, переживший свой расцвет в конце 80-х годов прошлого века, вновь набирает популярность — все больше производителей предлагает портативную акустику со сравнительно крупными габаритами, несколькими динамиками и высокой мощностью. Компания Sven решила пройти по этому пути еще дальше и помимо достаточно громкого звука дополнила свою акустику PS-550 рядом функций — от эквалайзера до динамической подсветки и возможности подключения микрофона для пения караоке.
03.04.2020
Портативные акустические системы от компании SVEN
Компания SVEN решила выйти за рамки и представила на рынке различные портативные акустические устройства, одни из которых способны наполнить музыкой небольшую комнату, а другие – небольшой лес.
26.04.2018
HiTech expert - SVEN PS-470: недорогая беспроводная акустика с хорошим звуком и не только
SVEN PS-470 — это красивая портативная акустическая система со встроенным МР3-плеером и возможностью воспроизведения музыки с USB-носителя либо карты microSD. Кроме того, здесь также встроенный FM-приемник, информативный дисплей, хорошая эргономика управления плюс звук «достойного уровня». По крайней мере, так говорит производитель. На протяжении нескольких недель я знакомился со всеми возможностями устройства лично, и теперь готов поделиться своими впечатлениями.