рус
укр
 

Обзоры и публикации

20.07.2010

Акустическая система 3.1, или домашний кинотеатр 3.1

Прежде чем рассказать об мультимедийной акустической системе 3.1 (т. е. в формате 3.1), или комплекте 3.1 домашнего кинотеатра, очевидно, необходимо вкратце популярно объяснить, что такое домашний кинотеатр. Реклама в журналах, на телевидении, на улицах настойчиво рекомендует завести это чудо техники. В специальных и популярных изданиях появляется все больше публикаций о домашних кинотеатрах. В подавляющем большинстве случаев речь в них идет о домашних кинотеатрах 5.1 или 7.1, реже — о формате домашнего кинотеатра 4.1, очень редко — о формате 3.1.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ИДЕЯ ДОМАШНЕГО КИНОТЕАТРА 3.1?

Большинство представляет себе домашний кинотеатр в виде комплекта — телевизор плюс видеовоспроизводящая аппаратура плюс акустические системы. И, в общем, это правильно. Именно такие домашние кинотеатры чаще всего и устанавливают в квартирах: чуть меньше или чуть больше экран телевизора, проигрыватель и аудиотехника, зависящая от озабоченности хозяев качеством звука. А также современные диски, на которых надлежащим образом записана видео- и аудиоинформация. В современных видеофильмах или, к примеру, видеоклипах кадр уже создан в расчете на наше восприятие в определенном размере, и яркое изображение именно в сочетании с пространственным звуком оказывает на зрителей непосредственное и подсознательное, зачастую магическое воздействие, которое рождает ощущение соучастия в событиях, происходящих на экране.

Поэтому домашний кинотеатр — это, прежде всего, возможность соединить домашний интерьер, атмосферу домашнего уюта и комфорта, свободу выбора просмотра и характерные особенности современного кинозала, т. е. окружающий зрителей со всех сторон звук и по возможности большой экран.

Отправной точкой построения любого домашнего кинотеатра, как известно, является подбор подходящего оборудования и его расположение. В идеале для домашнего театра нужно отвести отдельное помещение, рассчитать его геометрию специально под определенную аудиосистему и провести очень серьезную акустическую его оптимизацию. Но в этом случае площадь такой комнаты будет зашкаливать за полсотни квадратных метров, а стоимость оборудования и работ может оцениваться во многие десятки тысяч долларов. Большинство людей не имеют таких серьезных финансовых возможностей, да и выделить специальное помещение для этого мероприятия часто бывает нереально, поэтому строить театр приходится в одной из жилых комнат своей квартиры.

Сейчас чаще всего в домашних кинотеатрах устанавливается шестиканальная, обычно говорят «5.1-канальная», система объёмного цифрового звука Dolby Digital или DTS (классический набор из пяти колонок — двух фронтальных по бокам экрана, одной центральной под экраном и двух тыловых, позади зрителей, плюс сабвуфер). Пять каналов доносят до зрителей полноценный звук, перемещающийся в любом направлении, а шестой канал предназначен для низкочастотного сабвуфера (например, гром прогремит именно оттуда). Как и в большом кинозале, разговорная речь звучит «с экрана» (центральный канал), при музыкальных фрагментах и звуковых эффектах подключаются фронтальные и тыловые каналы, при ударах и упоминаемом громе — низкочастотный сабвуфер. Поскольку колонки расставлены или развешаны вокруг зрительских мест, зрители оказываются в центре событий и хорошо слышат, в какой стороне находится источник звука, откуда едет поезд, приближаются шаги и т. п.

Существуют подтвержденные практикой правила расположения акустических систем (АС) домашнего кинотеатра в комнате или отдельно отведенном для этого помещении. Так вот, если представить, что все полнодиапазонные (центр, фронты и тылы) акустические системы совершенно одинаковы, акустика помещения также идеальна и есть свободное место, то ставить колонки следует согласно приведенной ниже схеме 5.1 (пять колонок + сабвуфер).

Центр и фронтальная пара расположены на линии виртуальной окружности, радиусом которой является расстояние от слушателя до центральной АС, а центром окружности — голова слушателя. Расстояние от слушателя до каждой из фронтальных АС и центральной АС равны. Расстояние между фронтальными АС равно расстоянию от слушателя до каждой из АС. Тыловые каналы расположены на таком же удалении от слушателя (также на виртуальной окружности) под углом примерно 110° к оси «слушатель — экран». Такая схема называется референсной.

Оговоримся сразу же, что про установку сабвуфера здесь речь не идет, поскольку расположение сабвуфера в комнате — это персональное мучение каждого кинотеатрала. Дело в том, что звучание сабвуфера сильно зависит от акустики помещения, от расставленных предметов интерьера и, собственно, от места расположения самого сабвуфера и слушателя. Как правило, сабвуфер ставят в углу стены, вдоль которой расположены фронтальные колонки. Расстояние между задней стенкой сабвуфера и стеной должно быть 10–15 см для достижения наилучшего звучания и правильного охлаждения. Поэкспериментируйте, временно разместив сабвуфер в том месте, где вы обычно сидите, включите какую-нибудь музыкальную композицию с чётким и выразительным басом, а потом пройдитесь по комнате, пока не найдете то место, где бас работающего сабвуфера будет наиболее корректным. Вот здесь и будет его место. Впрочем, существуют и другие способы локализации сабвуфера. Поэтому, если у вас не получится, обратитесь к специалистам.

Если площадь комнаты более 20 м², то построение 5.1 домашнего кинотеатра (прямоугольниками синего цвета обозначены колонки) по референсной схеме на рисунке будет выглядеть примерно вот так:

Если у вас возникнет желание построить кинотеатр не только для 2-3 человек, а устраивать просмотр всей семьёй или с друзьями, то, казалось, самым логичным решением будет просто поставить несколько лишних кресел (см. рисунок).

Однако в этом случае сидящие по краям слушатели будут находиться вне зоны сбалансированного звукового поля (выделенная зеленым зона на рисунке) и ощущать явный дисбаланс каналов театра: ближайшая тыловая АС будет буквально «долбить» в ухо, а наиболее удалённой от сидящего в крайнем кресле фронтальной колонки практически не будет слышно. Ввиду чего, полностью пропадёт эффект присутствия в гуще событий, и удовольствия от просмотра не будет никакого.

Поэтому, когда мы говорим о комнате площадью 10-20 м², то наиболее правильной будет такая схема размещения:

И здесь становится очевидным, что в малометражных квартирах выделить столько места для домашнего кинотеатра 5.1 практически не представляется возможным! Ведь для этого необходимо пространство, которого и так не достает владельцам таких квартир.

Не спасает и ситуация, когда домашний театр пытаются построить по так называемой диагональной схеме (см. рис. ниже).

Сразу скажем, что это весьма неудачная идея. Ведь при таком расположении слушателей создать корректное звуковое поле можно только для одного человека, сидящего в угловом кресле. Просто при попытке повесить тыловые АС широко, дабы охватить всех сидящих, создается ситуация, когда для сидящего в угловом кресле тыловые АС окажутся впереди, а сидящие на диване и в кресле слева от углового (на рисунке мебель изображена более светло) всё равно будут слышать заметный дисбаланс каналов. Так что остается «театр для одного человека». И даже при этом крайне желательно разнести фронтальные АС немного в стороны, дабы соблюсти принцип равностороннего треугольника (см. приведенную выше референсную схему).

Конечно, при желании, вместо углового кресла можно поставить диван — в этом случае фильмом смогут насладиться двое или трое, но тогда тыловые АС придется вешать еще шире. Но так как необходимо соблюдать угол 110° для тыловых АС, вам придется существенно уменьшить расстояние от дивана до экрана. Особого смысла в этом нет, поскольку в этом случае АС окружающего звука будут находиться довольно близко и от головы слушателя, и от фронтальных и центральной колонок, а, значит, будут легко локализоваться на слух, создавая «кашу».

Таким образом, нам приходится сделать малоутешительный вывод: владельцам малогабаритных квартир вряд ли стоит тратиться на комплекты домашнего кинотеатра 5.1. И второй вывод, оптимистический: отчаиваться всё же не стоит! Ведь решить эту проблему уже сегодня им поможет домашний кинотеатр 3.1!

ВНИМАНИЕ! ДОМАШНИЙ КИНОТЕАТР 3.1!

Модель Sven L3-40R — первая на украинском рынке мультимедийная акустическая система в формате 3.1, или домашний кинотеатр 3.1 — результат плодотворного сотрудничества компании SVEN с Greenwave Sound Lab, которая предлагает самые современные инновационные решения в разработке акустических систем.


L3-40R

Домашний кинотеатр 3.1 Sven L3-40R состоит из активного сабвуфера со встроенным усилителем мощности и звуковым процессором и трех колонок в деревянном корпусе: двух фронтальных и одной центральной. Имеет полную совместимость с аудиовыходами звуковой карты ПК, CD/VCD/ DVD-проигрывателей и другой бытовой аудио/видео аппаратуры. Такая акустическая система при подключении к источникам 5.1-канального звука при отсутствии реальных тыловых колонок способна воспроизводить 5.1-сигнал и создавать объемное звучание. Происходит это за счет подмешивания звукового сигнала виртуального тылового канала во фронтальные колонки. Подобная гибкость делает систему Sven L3-40R очень удобной в небольших по объему помещениях, где нет физической возможности разместить тыловые колонки (см. схему расположения акустических систем). Центр и фронтальная пара колонок как и в референсной схеме располагаются на линии виртуальной окружности, радиусом которой является расстояние от слушателя до центральной АС, а центром окружности — голова слушателя, создавая равносторонний треугольник «слушатель — левый фронт — правый фронт». Расстояние от слушателя до каждой из фронтальных АС и центральной АС равны.

К тому же, в этом случае не имеет большого значения, какую схему, референсную или диагональную, вы предпочтете: можно располагать и так, и так:

В комплекте с системой идет пульт дистанционного управления, с помощью которого вы не только отрегулируете общую громкость и басы, но и отдельно установите уровень громкости для центрального и тылового (смешиваемого с фронтальным) каналов. Поэтому L3-40R можно максимально просто подстроить для просмотра динамических (со звуковыми эффектами) фильмов, озвучивания компьютерных игр или, например, прослушивания классической музыки. Пара трехдюймовых широкополосных динамиков в каждой из колонок и НЧ-динамик сабвуфера вполне справляются с передачей всего указанного производителем частотного диапазона (30 — 18000 Гц), передача всех звуковых событий достоверна. А поскольку колонки можно закрепить на стене (на уровне головы слушателя), вы без лишних хлопот и затрат создадите домашний мини-центр «погружения» в виртуальный мир. Да и с точки зрения хорошего позиционирования акустики колонки лучше всего располагать на уровне ушей слушателя.

Вторая модель в формате 3.1 – Sven B3-10. В отличие от Sven L3-40R эта система имеет более мощные сабвуфер (с динамиком 6,5") и двухполосные сателлиты (динамики 1" + 4" в фронтальных и тыловых колонках, а в центральной колонке – 1" + 2 х 4") – соответственно 50 Вт и 3 х 15 Вт. Sven B3-10 может воспроизводить частотный диапазон 20–20 000 Гц. При выборе режима PROLOGIC обработанный звуковым процессором аудиосигнал будет звучать из всех трех колонок и сабвуфера. В системе предусмотрено управление громкостью фронтального, центрального, тылового (подмешиваемого во фронтальные колонки) каналов и канала сабвуфера при помощи многофункционального пульта ДУ. Предусмотрена также индикация режимов NORM и PROLOGIC. Схемы расположения акустических систем аналогичны приведенным для L3-40R. Следует упомянуть также о наличии в Sven B3-10 электронного переключателя источников входного сигнала.


B3-10

Подготовил А. Литвиненко


...
  все  
test site